10 июля Госдума приняла во втором чтении проект закона об обязательной маркировке табачной продукции в России с 1 марта 2019 года. В качестве эксперимента такая маркировка уже наносится производителями сигарет в 2018 году. По сути такая маркировка станет определенным аналогом системы ЕГАИС, которая давно существует для контроля за оборотом алкоголя, только в отношении сигарет. Обязательная маркировка табачных изделий с 1 марта 2019 года — для чего нужен новый закон, как он будет работать начиная с весны будущего года.
Содержание
Эксперимент по маркировке табачной продукции уже проводится в России
В качестве эксперимента маркировка табачных изделий началась уже в этом году. С самого начала года и до 31 декабря производители и импортеры табачной продукции маркируют ее специальным цифровым кодом. Такой код позволяет отследить путь каждой конкретной пачки сигарет от производителя до покупателя.
Пачки с маркировкой появились в продаже начиная с апреля 2018 года. Пока такая маркировка не является обязательной, она наносится для апробации разных вариантов.
Код, который наносится на каждую пачку сигарет, генерируется специальными средствами, поэтому каждая пачка становится уникальной. Для той табачной продукции, которая производится внутри России, код наносится на предприятии-изготовителе. На импортные сигареты код наносят при пересечении границы России или границ Евразийского экономического союза.
На каждом из этапов передвижения сигаретной пачки от производителя или импортера до конкретного покупателя она будет регистрироваться, так что все передвижения будут совершенно прозрачны.
Законопроект об обязательной маркировке табачных изделий с 2019 года принят во втором чтении
Госдума приняла 10 июля 2018 года соответствующий проект закона во втором чтении из трех.
Согласно идее законопроекта, маркировка табачной продукции станет обязательной с 1 марта 2019 года. За счет этого не только повысится прозрачность рынка, но и снизится доля контрафактной табачной продукции.
Как отмечают аналитики табачного рынка, в этом году доля контрафакта заметно выше, чем в прошлом. Если в 2017 году контрафакт занимал 4,6% рынка, то в первом квартале 2018 года это уже 7,7%. Более трети от этого объема нелегальных сигарет поступает из государств того же ЕАЭС.
Табачные изделия — не единственная продукция, для которой будет введена специальная маркировка. В будущем году также в обязательном порядке будут маркировать уникальными кодами следующие товары:
- духи и туалетную воду,
- шины и покрышки,
- предметы одежды, пальто, куртки, плащи,
- постельное, столовое, туалетное и кухонное белье,
- обувь,
- фотокамеры.
В 2020 году планируется наносить обязательную маркировку на лекарства.
Борьба с контрафактом — политика, за которую всерьез взялось российское государство. В апреле этого года был подписан целый план мероприятий по борьбе с незаконным оборотом товаров. Очевидно, в том числе государство преследует понятную цель — увеличение собираемости налогов и акцизов в пользу бюджета.
Разумеется, получают от обязательной маркировки выгоду и компании, которые станут операторами новой системы. В 2024 году должен появиться единый оператор, который будет заниматься маркировкой всех товаров, подпадающих под систему. Судя по всему, этим оператором станет центр, созданный на основе государственно-частного партнерства.