Масса граждан России интересуются, как оформить в собственность объекты недвижимости, полученные в советский период. Те, кто так и не осуществил это согласно упрощенному порядку, не имеют причин для волнений – «дачная амнистия» законодательно продлена, пока на год.
Содержание
Согласно законодательству
Чем же стала «дачная амнистия»? Данный термин возник, чтобы обозначить упрощенный принцип оформления в собственность земельного участка или строения. Процедура была законодательно оформлена в 2006 г (№93 ФЗ от 30 июня). Подобный порядок мог быть распространен на все объекты, которые достались их хозяевам до разработки Земельного Кодекса. Претендовать на «упрощенку» при регистрации прав на землю или строения могут:
- владеющие участками при отсутствии бумаг на землю, но с подтверждением членства в СНТ;
- собственники, имеющие бумаги, говорящие о правах, где не указано их имя;
- граждане, владеющие собственностью без документов, устанавливающих права обладания.
Согласно статистике, с момента начала действия закона в России более 3,5 миллионов строений и около 7,5 миллионов участков были зарегистрированы. По мнению Павла Крашенникова, являющегося главой комитета Госдумы по госстроительству, еще около 1 млн человек по тем или иным причинам не успели использовать такую возможность.
О сроках
Законопроект включает ряд вариантов упрощенной регистрации:
- приватизация участков с правом собственности, возникшим еще до 2001 г. Сроки приватизации законодательно не ограничиваются, но упрощенный вариант принят до конца 2020 г;
- упрощенное оформление собственности, введенное законодательно в 2006 г.
Действие закона уже неоднократно продлевали. Но, благодаря инициативе П. Крашенникова, последние новости о дачной реформе с 2019 года вселяют оптимизм: имевшуюся схему опять продлили – теперь до весны 2020 г. То есть весь этот год и даже дольше каждый россиянин сможет достаточно просто пройти регистрацию собственности.
Оформление
Но как выглядит «упрощенный порядок», когда разговор заходит о жилом доме? Для начала это означает, что не потребуется оформлять разрешение на ввод в эксплуатацию. Документ выдается Госстройнадзором – чтобы его оформить, надо собрать целый пакет бумаг, одной из которых становится разрешение на строительство. Некоторые дома и по сей день обходятся без этого документа, когда речь заходит о постройке прежних лет. Объект строительства, регистрация которого не представляется возможным, признается «самостроем» — это может обернуться рядом штрафов, а порой и ликвидацией.
Какие именно бумаги нужны, чтобы упрощенно пройти оформление объекта ИЖС? Из действующего закона могут быть выделены такие положения как:
- заявление о необходимости зарегистрировать право;
- кадастровый паспорт строения;
- свидетельство о собственности на землю;
- подтверждение личности заявителя;
- оплата госпошлины.
Собранные документы подаются самостоятельно или при участии представителя (при наличии доверенности) через МФЦ или по почте.
Регистратор должен предоставить заявителю перечень принятых бумаг, указав дату, когда они получены. Нужно учесть, что участок, являющийся категорией ИЖС, попадает под двойное налогообложение в ситуации, если за десять лет не было построено ни одного сооружения.
В ситуации, когда оформляются права на постройку, не являющуюся жилым строением, вместо кадастрового документа следует предоставить декларацию – она заполняется самостоятельно. Образец документа присутствует на сайте Росреестра.
Документы на участок
Оформить недвижимость по упрощенной схеме возможно, если права имели место до 20.10.2001 г. Для этого в регистрирующие органы следует подать такие документы:
- заявление;
- схема участка с указанием границ;
- протокол собрания СНТ, могущий подтвердить членство владельца участка;
- документ, подтверждающий статус сообщества участков;
- квитанция на госпошлину (200 руб.).
Если в наличии тот или иной документ, устанавливающий право (прежнего образца), к примеру, акт госоргана о выдаче надела в пользование, бумаги от товарищества уже не требуются. Данным документом может оказаться и выписка из хозкниги. Если границы не совпадают с отмеченными в документах, следует провести межевание с привлечением кадастрового инженера. Это препятствие не является причиной для отказа при оформлении прав собственности.
Поданные документы рассматриваются органами за период, не превышающий две недели.