>Прием на интернатуру в 2019-2020 годах возобновлен не будет, а для получения необходимой специализации будущим врачам придется поступать в ординатуру – такие изменения предусмотрены утвержденной медицинской реформой, призванной повысить качество обслуживания в лечебных учреждениях и уровень квалификации медицинского персонала. Напомним, в 2016 году интернатура была отменена для фармацевтов и стоматологов, в 2017 году – для педиатров и терапевтов, а в 2018 году – для оставшихся медицинских специальностей. И насколько такое решение позволит добиться поставленной Министерством здравоохранения задачи – восполнить «пробелы» в сельских амбулаториях, где наблюдается дефицит квалифицированных кадров, станет ясно только через несколько лет, когда будут обнародованы первые результаты медицинской реформы.
Содержание
Новый подход к оценке знаний
Если бы в ранее действующую образовательную систему не были внесения изменения, то, успешно окончив интернатуру в 2020 году, студент мог бы получить сертификат, который фактически допустил бы его к выполнению прямых обязанностей (впоследствии каждые 5 лет ему бы пришлось подтверждать свою квалификацию, чтобы иметь право работать в больницах и поликлиниках). Но вместо сертификации молодой специалист теперь должен будет проходить аккредитацию, без которой он не сможет приступить к работе и получить допуск к пациентам.
Аккредитация – это получение определенного количества баллов, которые насчитываются за:
- участие в различных медицинских мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах и т. д.);
- издание статей и научных работ в периодике, книгах и т. д.;
- применение сложных схем при лечении тяжелых заболеваний и т. д.
Предполагается, что данная методика оценки знаний будет запущена с 2021 года. Но до сих пор остается много вопросов, которые касаются порядка проведения аккредитации (кто будет оплачивать проживание и поездку к месту ее проведения, можно ли будет сократить время приема пациентов, чтобы была возможность участвовать в научных исследованиях или семинарах и т. д.) и методики выставления баллов. Впрочем, в Министерстве поясняют, то в ближайшее время все эти вопросы будут тщательно проанализированы и проработаны, и отмена интернатуры произойдет максимально мягко и без каких-либо последствий.
Условия поступления в ординатуру
Фактически интернатура и ординатура в 2019-2020 гг. имеют много общего, учитывая, что после окончания такого обучения будущий медик сможет получить узкую специализацию и разрешение на работу с пациентами. Но, если верить нововведениям, которые были инициированы Министерством в рамках реформы, поступить в ординатуру будет очень непросто, особенно если стоит задача занять бюджетное место. А если медик решит отказаться от такого этапа обучения, то он сможет работать только терапевтом, что существенно сократит его профессиональные возможности.
Экзамен в ординатуру будет состоять из нескольких частей:
- Тестирование, которое включает в себя 60 вопросов (по общим медицинским знаниям). На его прохождение отводится только 1 час и за это время надо правильно ответить минимум на 70% вопросов.
- Получение балла за текущий стаж. В связи с тем, что за работу в сельской местности медикам будет начисляться большее количество баллов, это должно стимулировать их переезжать «в глубинку» и после окончания ВУЗа хотя бы несколько лет работать в деревенских клиниках (перед вступлением в ординатуру).
Дополнительные баллы также будут начисляться за красный диплом и за получение Президентской стипендии. Соответственно, у студентов, которые обучаются на контракте, будет не так много шансов накопить достаточное количество баллов (особенно если они не работали в сельской местности), чтобы продолжить обучение.
После подсчета полученного количества баллов принимается решение о приеме абитуриента в ординатуру.
Недостатки новой системы
Поступление в ординатуру станет единственной возможностью для молодого медика получить необходимую ему специализацию и продолжить работу по призванию. И хотя, с одной стороны, нововведение поможет привлечь врачей на работу в деревенские амбулатории, с другой стороны, утвержденная система еще крайне несовершенна и имеет целый ряд недостатков:
- Общий уровень профессионализма врачей может существенно снизиться, так как многие специалисты будут вынуждены тратить больше времени на подработки, чтобы оплачивать дорогостоящее обучение в ординатуре.
- Отсутствие мотивации для повышения уровня знаний у кураторов и преподавателей. Как отмечают сами студенты, некоторые доктора безответственно относятся к своим обязанностям и просто перекладывают на ординаторов свою бумажную работу, вместо того, чтобы делиться с ними знаниями и опытом работы.
- На получение дополнительных баллов не могут рассчитывать студенты, которые не находятся на бюджетной форме обучения. Кроме того, они не начисляются за научные работы хотя, по мнению преподавателей, именно такой вид деятельности намного лучше отражает степень текущих знаний студентов.
Предполагается, что процент учащихся, которые не смогут поступить в ординатуру, будет достаточно высоким. С теоретической точки зрения, на получение специализации смогут рассчитывать только усердные студенты с высоким уровнем знаний и определенным опытом работы. Впрочем, как данное нововведение будет реализовано на практике, покажет только время и первые результаты работы внедряемой Министерством реформы.