>Необходимость модернизации дополнительного образования (ДО) назрела давно, реализовать ее планируется до 2020 года – в соответствии с Концепцией, утвержденной правительственным распоряжением N 1726-р от 04.09.2014 года.
Содержание
Что такое дополнительное образование
Под допобразованием подразумеваются сверхнормативные программы, не включенные в перечень обязательных к изучению, согласно федеральных и региональных стандартов.
В сфере ДО существует достаточно проблем:
- Нет эффективного мониторинга, позволяющего оценить качество программы и знания учащихся.
- Устарела учебная база и инфраструктура.
- У родителей, преподавателей и детей отсутствует мотивация.
Приведенный перечень не полный. Концепция развития, упомянутая выше, разработана для обновления существующего дополнительного образования, повышения его конкурентоспособности.
Миссия
Документ акцентирует внимание на миссии, целях и задачах, реализация которых позволить радикально сместить акценты в существующей образовательной системе. Это необходимо, так как задача массово обеспечить обязательное обучение и сделать более доступным среднее специальное и высшее образование, решена.
Ценности и потребности современного общества меняются – меняется и миссия дополнительного образования. Концепция видит ее:
- В создании условий для личностного развития детей, предоставлении им возможности для самовыражения.
- Мотивации младшего поколения к творческому, научному, спортивному, трудовому развитию.
- Внедрении в программы обучения вариативности, их персонализации.
Это значит, что в 2020 году в разы вырастет привлекательность системы ДО, потому что в ее основу ляжет модель «образование для человека». Ценность этой модели – в персонализации и свободном выборе обучающих программ, увеличении мотивационного потенциала, открытости.
Задачи
Существующая система ДО – это своего рода «социальный лифт» для ребенка. В учебных заведениях дошкольники и школьники получают базовую подготовку в необходимом для нормального развития объеме. Обязательная подготовка – право всех детей, независимо от социального статуса, здоровья и финансового положения семьи, в которой они воспитываются.
Ориентиром является не персонализированный подход, а предметное изучение, направленное на результат. Реализация Концепции дополнительного образования детей до 2020 года позволит решить эту и другие не менее важные задачи:
- Создаст благоприятные условия для детских и подростковых инициатив, их успешной реализации.
- Обеспечит доступ к современным технологиями и глобальным знаниям.
- Модернизирует инфраструктуру дополнительного образования за счет государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности.
- Поспособствует привлечению и участию семей в программах допобразования.
- Внедрит эффективные инструменты оценки детских и подростковых результатов.
- Позволит обновить содержание учебных программ так, чтобы они совпадали с интересами конкретного ребенка, соответствовали ценностям и потребностям общества.
Этапы реализации
Реализация проходит в 2 этапа.
На 1-м этапе, рассчитанном на период с 2014 по 2017 годы, специалисты профильных ведомств разработали конкретные мероприятия, касающиеся финансирования, управления, информирования общества, модернизации программ. Они легли в основу плана реализации (утвержден распоряжением №729-р от 24.04.2015 г.).
2-й этап стартовал в текущем году и рассчитан на период 2018-2020 годов. Он касается практического внедрения мероприятий и программ развития учреждений дополнительного образования, включенных в план. Под пристальным вниманием – пилотные проекты и результаты.
Предлагаем ознакомиться с полным текстом концепции дополнительного образования:
Основные характеристики
Стратегия развития дополнительного образования до 2020 года охватывает широкий спектр вопросов, направленных на повышение статуса и авторитета дополнительного образования. Главные аспекты стратегии касаются:
- личностно-развивающего потенциала;
- конкурентных преимуществ перед другими образовательными формами;
- уникализации программ ДО.
Личностно-развивающий потенциал
Это принципиально новый подход к учебному процессу в целом и ребенку как индивидууму. Он достигается благодаря комплексному подходу, включающему:
- Добровольный выбор учащимся учебной программы, интенсивности ее изучения, преподавателя.
- Возможности экспериментировать с содержанием программ ДО, формами их подачи, оценкой итоговых результатов.
- Введение в учебный процесс социального взаимодействия и практики. Это может быть волонтерская деятельность и любая другая социальная практика.
- Тесную взаимосвязь образовательного процесса и жизни. Сегодня некоторые составляющие учебного процесса – теория, оторванная от реальности.
- Объединение учащихся разных возрастов в группы. Это станет новым социальным и культурным опытом, улучшит коммуникацию разных возрастных групп.
- Право на собственный опыт детей и подростков, приобретаемый методом проб и ошибок.
Конкурентные преимущества
У концептуального ДО есть конкурентных преимуществ перед существующим формальным подходом к образовательным программам. Среди основных плюсов следует выделить:
- Свободу выбора.
- Его индивидуальность.
- Доступность интересующей информации каждому желающему.
- Глобальные знания в выбранной отрасли.
- Оперативную адаптацию программ к изменениям в мире и обществе. Она достигается за счет вариативности их содержания.
- Персонализацию обучения.
Авторы Концепции уделили много внимания именно персонализации программ, личностным правам ребенка. Без этого не получится создать оптимальные условия для социализации и адаптации подрастающего поколения, удовлетворить их интеллектуальные и эстетические интересы.
Стратегия развития образования от 2020 до 2025 года: видео