Документ написан легко к прочтению, законом или подзаконным актом не является, его основная роль – служить отправным вектором изменений в области налогообложения. Основной вопрос, возникающий при прочтении: все ли написанное будет внедрено и станет новыми правилами нашей жизни. Когда и каких налоговых изменений следует ждать.
О чем документ?
Первая часть- выводы о налоговой нагрузке и условиях ведения предпринимательской деятельности в РФ и зарубежных странах. По мнению Минфина, Россия не является лидером по налоговой нагрузке: у нас в стране она составляет 31,89% от ВВП, в то время, как средняя по ОЭСР – 34,44%, США – 26%, Германия – 36,13%.
Вторая часть – основные планы в области налоговой политики в 2017-2019 годах по налогоплательщикам, видам налогов и неналоговых платежей (стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, совершенствование системы налогообложения добычи нефти, налог на прибыль, акцизы, трансфертное ценообразование, государственная пошлина и др.).
В дальнейшем ждем, к примеру:
- установления налогов по не введенным в эксплуатацию зданиям и сооружениям, поставленным на кадастровый учет,
- увеличения налоговой ответственности для юридических лиц,
- возможности 50% «скидки» на быструю уплату (как по штрафам ГИБДД) недоимки и пеней физических лиц.
Роль и значение документа
В идеале по направлениям налоговой политики должно двигаться государство: принимать соответствующие законы. К озвученным в документе изменениям должен быть готов бизнес и граждане при планировании своей работы и жизни.
Но идеальная модель и реальность могут существенно различаться. Особенно если смотреть не со стороны понимания бизнес-процессов принимающими решения лицами, а со стороны реальных предпринимателей и простых граждан.
Наглядно иллюстрирует разницу между тем, как видят мир через грань налогов чиновники и государственные деятели, видео полемики на гайдаровском форуме. Смотрите ниже.
Разнообразные мнения о роли и значимости опубликованных основных направлений налоговой политики, скептическое отношение к заявлениям Минфина обусловлены особенностями нашего государства.
Причины:
- деятельность законодательных органов власти в режиме «бешенного принтера» (с такой скоростью, как в РФ, законы не принимаются и не изменяются в демократических странах);
- моносостав партии власти в законодательных органах власти РФ, субъектов и органах местного самоуправления, естественное почти единогласное одобрение законопроектов правящего блока, президента и правительства;
- традиционный процесс обхода процедуры оценки регулирующего воздействия создаваемого нормативного документа и его публичного обсуждения. Сокращается время принятия, общественность и бизнес не имеют возможности ознакомиться с документом, отразить свою точку зрения о нем и быть готовым к его работе;
- малый и средний бизнес существует в режиме избирательно исполняемых законов, увеличения штрафов, новых составов ответственности за нарушения. Нет условий для соблюдения всех установленных обязанностей и возможности рентабельной работы;
- невысокий уровень доверия официально публикуемой статистике: использованным в качестве обоснования выводов расчеты налоговой нагрузки, реальных доходов бизнеса и населения.
С учетом этого, основные направления налоговой политики не являются документом 100% достоверности будущего и улучшения налогового климата. Однако просмотреть и узнать, что планирует и как видит государство налоги в будущем, полезно.
В данный момент значимость позиции Минфина и реальность внедрения основных направлений налоговой политики 2017-2019 года подтверждается тем, что часть запланированных изменений налогообложения уже закреплена законодательно и действует на территории РФ.
Что касается мер, озвученных в основных направлениях налоговой политики под лозунгом стимулирования экономики, бизнеса – оценка возможна только в будущем, при применении норм. В отношении уже вступившей в действие в налоговом законодательстве теме вывода из тени новой налоговой категории самозанятых граждан на данный момент эти меры совсем не эффективны.