Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года — это нововведение, ожидающее всех работников, трудящихся в образовательной системе. Оно коснется всех учреждений, относящихся к этой сфере. Документ заменит должностные инструкции, квалификационные справочники. Подробней об этом в нашем обзоре.
Содержание
Профстандарт педагога: цель введения, структурный состав
Целью введения профстандарта педагога в 2019 году является:
- Точное установление степени квалификации педработника.
- Обеспечение требуемой подготовки будущих педагогов.
- Предупреждение педагогов о новых запросах к их профессиональным качествам.
- Вовлечение педагогов в процесс повышения образовательного уровня.
Он станет базой для прохождения аттестации, присвоения категорий, руководством при формировании ставок и приеме на работу. Все профстандарты для педагогов, вступающие в силу в 2019 году, созданы по одному макету. Основой для них является педагогическая деятельность. Обобщенно структура документа содержит 2 части:
Базовую, отражающую 3 темы, касающиеся:
- обучения;
- воспитания;
- развития.
Дополнительную, предусматривающую разработку проектов, реализацию учебных программ.
Первые 2 раздела из базовой части дают представление о требованиях, предъявляемых к работнику образования — об объеме знаний в рамках своей специализации, методике, технике проведения урока, приемах, позволяющих наиболее эффективно доносить информацию до учащихся, о способности педагога быть примером, человеком у которого учатся. В последнем разделе идет речь о том, что педагог обязан научить познавать новые предметы, сделать так, чтобы ученики поняли необходимость учебы, пользу самообразования и саморазвития.
Мнение преподавателей о профпрограмме
Как только документ был опубликован, начались активные обсуждения его среди преподавателей. Все понимают, что общеобразовательная сфера должна повысить свою планку. В свете быстрого развития технологий в области информации, новых научных открытий и возможностей обучения, общеобразовательный процесс должен совершенствоваться, поэтому важность внедрения профстандарта огромная.
Еще в ходе тестирования всплыли старые проблемы, затрудняющие возможность выполнения новых требований:
- возросшие нагрузки;
- недостаточное материальное обеспечение учебных заведений;
- дефицит узкоспециализированных педагогов — дефектологов, психологов.
- неудовлетворительная организация быта учащихся.
Все, кто выразил свое мнение, сходятся в одном — педагог должен оставаться человеком чутким, интеллигентным, добрым, способным сопереживать неудачам и успехам своих учеников. Текст профстандарта, можно скачать и принять участие в дискуссии. Не вызывает сомнений тот факт, что педагог должен иметь такие обязательные качества:
- универсальную образованность;
- максимальную компетенцию;
- креативность;
- высокий интеллект;
- гибкость;
- безукоризненный внешний вид.
Профстандарты для разных категорий
Работа над профстандартами началась еще в 2013 году, зачем был год перерыва, и в 2015 г. Правительство утвердило сразу 3 новых профстандарта.
Год утверждения проекта | Трудовые функции для категорий преподавателей |
2013 | работающих с детьми, которым не исполнилось 7 лет; педагогов начальных школ (для 5-9 классов; до 11 класса) |
2015 | для психолога учебного заведения; преподавателя, работающего как с детьми, так и со взрослыми, получающими дополнительное образование; учителя, работающего в сфере профессионального обучения. |
В профстандарте педагога есть 2 добавочных блока: «Русский язык», «Математика». Если рассмотреть квалификацию учителя математики, то она содержит 5 трудовых функций:
- Три из базовой части — обучение, воспитание, развитие.
- Две дополнительных:
- внедрение образовательных программ;
- блок «Математика».
Утвержденное правительством РФ Постановление № 584 предусматривает закончить полный переход на профстандарты педагогов до 1.01.2020 г. Его содержание допускается дополнять новыми требованиями с учетом региональных особенностей и стандартов конкретного образовательного учреждения.
Главная задача настоящего современного педагога — вовремя обнаружить психологические и педагогические проблемы, возникающие у ученика и решать их совместно с узкими специалистами.
Видео
На заметку
Нововведение для педагогов России существует многие годы в других странах мира, а именно в Великобритании (Qualified Teacher Status) и Финляндии («Рамка компетенций работников профессионального образования и обучения»).
Рассматривая опыт зарубежных цивилизованных государств, чиновники РФ решили внедрить аналогичную программу у себя на Родине.